Субъекты международных правоотношений нередко нуждаются в привлечении стороннего финансирования, например, для компенсации критичной недостаточности средств в бюджете, исполнения более ранних обязательств и т. д. Обеспечить приток недостающей ликвидности позволяет государственное заимствование. Это понятие достаточно емкое и включает кредиты и займы различного уровня.
Общие понятия
Суть гос.заимствования раскрывает 89 норма БК РФ. Под ними понимаются ссуды, которые привлекаются от:
- физлиц;
- юрлиц;
- зарубежных государств и фин.организаций.
Следствием таких правоотношений всегда являются долговые обязательства России в качестве получателя ссудных средств или гаранта погашения долга иными заемщиками.
Гос.долгом называются обязательства страны, которые обязуется исполнить кабмин перед займодавцами, включая и гарантии, которые дала страна по чужим ссудам.
Заимствования, входящие в структуру общегосударственного долга, подразделяются на:
- Правительственные.
- Органов, которые находятся по вертикали ниже.
При непреодолимых препятствиях в обслуживании ссуд, субъект отвечает имеющимся имуществом. Обязательства существуют в нескольких форматах:
- Кредиты РФ.
- Займы, привлеченные тиражированием ценных бумаг.
- Средства, привлекаемые из разноуровневых бюджетов действующей в России системы.
- Соглашения о гарантиях со стороны государства.
- Договора разного уровня, стороной по которым выступает РФ о пролонгации и проведения реструктуризации уже действующих займов.
Мобилизация средств по займам осуществляется чаще всего несколькими путями:
- Размещение ценных бумаг от лица РФ. Регулирование этого процесса осуществляется ФЗ №136 1998 года.
- Кредиты у МФО.
Если получателем заемных средств выступает регион, и соглашение не было одобрено кабмином, то ответственности РФ не несет.
Заемщик, будь то РФ целиком или ее субъект, самостоятельно определяет форму и условия выпуска обязательств.
Сами займы имеют ряд классификаций. Так, в частности, место размещения определяет их как:
- внутренние;
- внешние.
Это деление влияет на виды инструментов получения средств, валюту, категории кредиторов.
Так, в рамках внутреннего займа кредитором является в своей массе резидент (граждане и местные ЮЛ). Привлекаемые средства – рубли, а распространение выпущенных ценных бумаг осуществляется на национальной валютно-фондовой бирже. Спрос на такие займы подкрепляется предоставлением инвесторам ряда льгот по налогам.
В рамках внешних заимствований ставится цель заполучить необходимую сумму иностранной валюты. Условия размещения обязательств ориентированы на зарубежных инвесторов и их интересы.
Привлекая средства в рамках кредитов и займов, следует соблюдать баланс и рационально рассчитывать возможности по их исполнению. Если государство излишне активно в получении ссуд, особенно вовне, это демонстрирует не самую благополучную ситуацию в национальном бюджете. Если процентное соотношение всех обязательств достаточно велико по отношению к ВВП, то страна рискует дефолтом.
Каждое государство самостоятельно выравнивает заимствования, ежегодно определяя их предельные объемы посредством принятия и утверждения думой закона о бюджете и программы государственных внешних заимствований. РФ в 2018 году и ранее в этом вопросе не исключение.
Программа отечественных государственных заимствований рассматривается и утверждается аналогично законопроектам и попутно с бюджетом на грядущий период.
Признаки
Чтобы считаться юридически правомочными, государственные и муниципальные заимствования должны обладать рядом признаков:
- Возвратность привлеченных финансов. Это центральный признак. Все кредитные отношения строятся с его учетом. Финансы в начале правоотношений движутся от кредитора, при завершении обязательств — к кредитору. Параллельно фактически происходит смена собственника: сначала имеет место частная форма, после перевода РФ – государственная, а при возврате снова трансформируется в частную. Для сравнения, иные правоотношения финансового плана, где одна из сторон РФ, например, налоговые отчисления, таким признаком не обладают. Возврат в данном случае понимается не буквально. Т. е. в рамках достигнутых договоренностей РФ необязательно возвращать те же денежные знаки. Это будет какой-то эквивалент заемной суммы в установленной форме.
- Возмездность. За предоставление ссуды, кредитор получает сверху плату за пользование ими. Размер прибыли оговаривается на момент достижения договоренностей о займе и представлена в виде фиксированного процента от заемной суммы. В редких случаях соглашение не предусматривает платы. Как правило, это отношения внутри страны, когда более высокий бюджет делится финансами с бюджетом ниже, например, региона, на развитие чего бы то ни было.
- Срочность. Возврат финансов предполагает выполнение этого в строго оговоренные рамки. В процессе составления соглашения стороны оговаривают не только величину, которая будет выплачена, но и момент расчета.
- Право осуществления государственных заимствований принадлежит административно-территориальным органам РФ сугубо на доброй воле. Принудительность допускается и характерно в рамках государственных заимствований как отложенного налогообложения. Во всех остальных случаях требуется воля субъекта.
- Стороной правоотношений выступает РФ, а не какой-то орган, хотя фактически переговоры и достижение договоренностей возложено на правительство. Вместе с тем если документ будет содержать в качестве заемщика не РФ, а какой-то ее орган, то речи о гос.займе быть не может, налицо классическое кредитование.
- Правовая форма отношений определяется договором, содержащим назначение и характеристики кредита. Самая распространенная причина – покрытие дефицита госбюджета, пополнение резервов, но вполне допускается привлекать средства для погашения уже имеющихся долгов, хотя фактически такое положение вещей возможно, если в бюджете имеется дефицит.
Порядок возврата
Полученные в рамках заимствований средства поступают в полное распоряжение на весь период действия договоренностей. К моменту окончания срока соглашения финансы подлежат возврату. Сущность погашения гос.долга – полный возврат перечисленной ссуды, а также условленных процентов в оговоренном порядке. Дополнительно эти суммы могут быть обременены штрафами и пенями, если имели место просрочка и иные нарушения соглашения.
Гос.долг обслуживается ЦБ РФ и подчиненными учреждениями, кроме случаев, когда это переопределено отечественным правительством. Банк России в таких правоотношениях выполняет функции ген. агента.
Управление гос.долгом осуществляется разными способами:
- Рефинансирование – привлекаются новые займы на расчеты по старым.
- Конверсия – процент сверх номинала ссуды пересматривается.
- Консолидация – платежи или откладываются или передвигаются на более ранний момент.
- Унификация – группа займов в результате переэмиссии облигаций объединяются в единый.
- Отсрочка. При такой ситуации, статистика показывает, увеличиваются не только сроки исполнения обязательств, но и приостанавливаются выплаты процентов, но такой вариант применим только для внутренних займов.
- Аннулирование обязательства – история показывает, что столь крупные заемщики иногда не справляются с нагрузкой и отказываются от расчетов, вытекающих из действующих займов.
Объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга. Что касается федеральных субъектов, то их лимиты ограничены доходом своего бюджета, за минусом вливаний в качестве фин.помощи из иных бюджетов действующей системы.
На сегодняшний день политика Российской Федерации в отношении заимствований нацелена на недопущение роста их объема в абсолютных величинах, а, напротив, ориентирована на его сокращение различными методами, за счет обмена обязательств на имеющиеся в своем распоряжении и независимые от внешних субъектов активы – российский рубль, акции, товары и т. д.
Так от долгов страна избавляется путем обмена на:
- Экспорт, но не сырья, а продукции, чтобы поддерживать отечественных производителей, выходить на новые торговые площадки и т. д.
- Собственность. Привлекаются инвесторы, вовлекаются в приватизацию предприятий.
- Налоги. Инвесторы получают льготы в налогообложении в обмен на свои вложения на благо экономики страны.
- Наличные. Долг перекупается агентом – крупным и опытным коммерческим банком, а потом за счет уменьшения номинального долга сокращаются траты на обслуживание, ведь предварительно с агентом обсуждается дисконт по процентам.
Используется также оплата процентов за предоставленные суммы отечественными платежными средствами (рублями) или реструктуризация.
Темой видео является система заимствования прав:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: