Кредитной организацией, по отечественной правовой доктрине, является учреждение, наделенное особыми правами и обязанностями, которое в ходе осуществления своей деятельности предоставляет гражданам и юрлицам денежные займы на определенных условиях под обязанность последних осуществить их возврат с уплатой установленных договором процентов. Ликвидация кредитной организации в отсутствие правопреемника, как это бывает при реорганизации, – закономерные последствия неправильного построения и ведения деятельности. Игнорирование необходимости осуществления закрытия ставит под угрозу интересы партнеров и клиентов. Однако законность деятельности таких субъектов находится под эгидой отечественного ЦБ.
Особенности процедуры
Широко распространены кредитные компании, чья организационно-правовая форма представлена в виде обществ с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерных (АО). Это и предопределяет особенности процедуры ликвидации, основываясь на законодательстве, регламентирующем деятельность конкретного вида общества.
Законодательство
Основой нормативно-правовой базы прекращения существования организаций являются:
- Российский ГК.
- ФЗ «О гос. регистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 N 129.
- Закон «Об ООО» от 08.02.1998 №14-ФЗ с изменениями и дополнениями от 01.02.2018.
- Закон «Об АО» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ.
- Положение о порядке составления балансов, утвержденное отечественным Центробанком.
- ФЗ «О банках и банк. деятельности».
- Закон «О банкротстве».
Это краткий список основных актов, но в их дополнение есть ряд подзаконных НПА и ведомственных разъяснений.
Причины
Закрыть учреждение подобного рода можно только, если к тому есть основания, оговоренные законом. В частности, таковыми выступаю:
- Отзыв лицензии ЦБ РФ.
- Истечение срока действия лицензии на осуществление данного вида деятельности и ее не продление.
- Систематическое нарушение законодательства, регламентирующее функционирование субъекта.
- Отсутствие разрешения лицензирующего органа на подобную работу.
- Функционирование в направлении, прямо запрещенном действующим законодательством.
Перечень не закрытый, в правовой базе можно встретить и иные основания, но вышеперечисленные являются самыми распространенными.
Инициаторы
Кем будет выступать зачинщик процедуры закрытия организации, определяет вид ликвидации. Так, в рамках добровольной ликвидации таковым будет являться собрание учредителей. Если же имеет место принудительное прекращение функционирования, то инициатива исходит от ЦБ РФ.
В первом случае учредители проводят собрание с повесткой дня:
- о проведении ликвидационной процедуры по той или иной причине;
- о создании комиссии, ответственной за оформление процесса закрытия учреждения;
- об избрании членов ликвидационной комиссии.
Решение по всем вопросам принимается посредством голосования, а его итоги отражаются в протоколе собрания, которое в последующем и становится правовым основанием для начала ликвидации.
Если же зачинщиком выступает Центрбанк, что является внешними силами, то началом конца становится отзыв лицензии. Журнал «Вестник Банка России» и прочие СМИ, освещающие экономические вопросы о соответствующих мерах, публикуют информацию. После следует иск в судебные органы с требованием закрыть учреждение и если требования будут удовлетворены, то постановление суда и станет равнозначной правовой заменой протоколу собрания учредителей.
Виды ликвидации
Ликвидация организации, как и по общим правилам, закрытие общества, может быть принудительной или добровольной. В первом случае, требуется вступившее в силу судебное решение и веские юридически обоснованные предпосылки, во втором протокол, который содержит соответствующее решение хозяев – учредителей общества.
Порядок проведения
Общий порядок ликвидации прекращающей деятельность кредитной организации как принудительной, так и добровольной, состоит из ряда последовательных этапов:
- решение о ликвидации, данная стадия является отличительной в зависимости от того, кто инициирует процесс;
- назначение комиссии, которая будет заниматься ведением всего процесса;
- утверждение промежуточного баланса, а затем и самого ликвидационного баланса с одобрения Банка России.
Что касается первоочередного этапа при принудительной ликвидация кредитной организации, то он состоит из отзыва лицензии у конкретного юрлица и последующего направления в 15-дневный срок заявления в арбитражный суд, которым Банк России требует ликвидировать субъект. Ситуация будет пересмотрена, если к моменту, когда было принято решение отозвать разрешение на осуществление данного вида деятельности, у учреждения имелись признаки финансовой несостоятельности (не имеет значения, кто их выявит, ЦБ РФ или временная администрация). Исковые требования должны будут измениться и предметом судебного разбирательства станет признание ЮЛ банкротом, что предусмотрено ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Параллельно ЦБ РФ занимается распространением информации в СМИ, а также уведомляет руководство организации. От Центробанка исходит предложение создать ликвидационную комиссию, в том числе включающую представителей самого ЦБ РФ, с указанием конкретных сроков для самостоятельного исполнения предложения. Если оно остается без внимания, то к наступлению конца срока Центробанк России берет на себя. От издержек это не освобождает ликвидируемый субъект.
С момента отзыва лицензии в ЮЛ работает представитель ЦБ РФ, который должен осуществлять контроль всех проводимых операций, обеспечивать сохранность имущества субъекта. Используется это как способ максимальной защиты прав кредиторов и клиентов, не допустить криминальных схем отчуждения активов,
При ведении процесса и разрешении исковых требований суд руководствуется Арбитражным процессуальным кодексом, а также ФЗ. Дело должно быть рассмотрено по существу в месячный срок от момента поступления заявления.
Вступившее в силу постановление суда направляется истцу – ЦБ РФ, а также регистрирующему органу, который должен поставить отметку в ЕГРЮЛ о пребывании учреждения в процессе закрытия.
Процедура считается оконченной, а организация прекратившей свое функционирование, как только в ЕГРЮЛ регистрирующий орган проставит соответствующую отметку.
Вариант с добровольной ликвидацией прекращающей деятельность кредитной организации на первоначальной стадии происходит в виде заседания учредителей, которые сами по своей инициативе путем голосования принимают решение. Вмешательство ЦБ РФ не предусмотрено в таком случае.
Сроки и стоимость
Возврат отозванной лицензии осуществляется в 15-дневный срок с момента принятия окончательного решения о производстве ликвидации. Есть возможность обжаловать действия в этот же период времени и если нарушения будут устранены и возвращена лицензия, то вопрос об инициации процесса в арбитраже снимается.
На оформление и подачу иска у ЦБ РФ есть только 30 дней. В недельный срок с момента обращения с суд ответственный представитель Центробанка размещает в СМИ информацию.
Все заявления кредиторов рассматриваются в месячный срок со дня его поступления в комиссию. Претензии рассматриваются в 2 месячный срок. Выплаты по долговым обязательствам в пользу кредиторов предварительно начинаются через 70 дней со дня размещения в СМИ соответствующих сведений.
Общий предположительный срок, в течение которого должен быть завершен процесс, составляет год. В течение 10 дней от даты вступления решения арбитража в силу, документ должен быть адресован в ЦБ.
Регистрирующий орган обязан в 40-дневный срок от поступления соответствующего решения с пакетом документов произвести отметку в реестре и снять ЮЛ с учета и об этом уведомляется ЦБ РФ.
Ориентировочная стоимость услуг составляет порядка 45 000 рублей плюс госпошлина. На конкретную стоимость оказывает влияние регион, где размещена организация.
Узнать о ликвидации ООО и ИП можно из видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: