Бесплатная консультация юриста по телефону
Юридические консультации по квартирным вопросам, жилищному праву, недвижимости, страхованию и т.д. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Федеральный номер
 8 800 350-23-69, доб. 682
Москва и Московская область
 +7 (499) 577-00-25, доб. 682
Санкт-Петербург и Ленинградская область
 +7 (812) 425-66-30, доб. 682

Обслуживание государственного долга и ответственные за процедуру лица

Обслуживание государственного долга и ответственные за процедуру лица Юридические советы от эксперта
Автор статьи
Евгений Беляев
Время на чтение: 6 минут
АА

Государство (региональный, муниципальный орган) может выступать не только в качестве кредитора, но и как заемщик. Не всегда для покрытия займового обязательства есть средства. Поэтому следует знать, что понимается под обслуживанием государственного долга и как этот процесс осуществляется.

Общие сведения

Есть два типа госдолгов:

  1. Текущий – заем, который необходимо погасить в этом году, а также выплата процентов по всем действующим кредитам.
  2. Капитальный – суммарный размер всех ссуд, внешних и внутренних кредитов и т. д.

Долговые обязательства у государства возникают перед:

  • юридическими и физическими лицами;
  • участниками международного права;
  • субъектами страны;
  • зарубежными партнерами и т. д.

Финансовая задолженность может возникнуть по ряду причин:

  1. Дефицит средств в государственном бюджете.
  2. Отрицательное сальдо, т. е. расходы больше, чем доходы.
  3. Особые экономические меры, направленные на снижение нагрузки по налогам, не используя при этом бюджетные деньги.
  4. Увеличение государственного функционала в экономике.
  5. Иностранные инвестиции, привлеченные с целью укрепления национальной денежной единицы.
  6. Чрезмерное повышение расходных показателей из-за крупных политических событий (предвыборная гонка за президентский пост и др.).
  7. Военное положение или боевые действия.
Обслуживание государственного долга и ответственные за процедуру лицаГосдолг может образоваться как перед физлицами. так и иные государствами

В зависимости от того, резидент или нерезидент РФ кредитор, госдолг делится на внешний и внутренний. Последний из них в свою очередь можно разделить на два вида:

  1. Монетизированный – это заимствования, которые были выпущены, но их погашения не производится. Сюда входят кредиты зарубежным заемщикам, госпредприятиям и федеральным или региональным структурам.
  2. Немонетизированный – это задолженность по финансовым выплатам, предусмотренным действующим законодательством РФ (пенсии, стипендии, зарплатам и др. видам соцобеспечения).

Под этим понятием подразумевается выполнение всех материальных обязательств, взятых на себя государством.

Состав долга

Неустойка у должника возникает из-за неумелой кредитной политики государственных органов. В объем долгов включают:

  1. Основную сумму займа по кредитам.
  2. Номинальный размер ценных бумаг (еврооблигации, акцизы и т. д.).
  3. Гарантии, выданные министерством, правительством или госорганами.

В состав не вносят проценты и другие формы доходов.

Нормативная база

Все правила и условия обслуживания госдолга определяются в ст. 119 БК РФ. Под этим термином подразумевают совокупность операций, направленных на выплату доходной части займов. В зависимости от уровня задолженности, финансируется обслуживание из соответствующего бюджета (федеральный, региональный, муниципальный).

В соответствии с действующим законодательством страны указано, что функцию агента Правительства РФ может выполнять банк или любая другая кредитная, финансовая компания. Они вправе не только обслуживать непосредственно долг, но и выкупать его, осуществлять перевод, рефинансирование и т. д.

Обслуживание государственного долга и ответственные за процедуру лицаОбслуживание государственного долга проводится в соответствии с бюджетным кодексом

Подобная деятельность производится на основании договора, заключенного с Министерством Финансов. Центральный Банк при этом исполняет данные функции без дальнейшего возмещения. Оплата деятельности агентов поступает из федерального бюджета страны. Если соглашение, по которому долг властей будет обслуживаться иной структурой, заключен с местными административными органами, то и оплата услуг компании производится из бюджета муниципалитета или региона.

Расходы

Все, что связано с ними, регламентируется ст. 111 БК РФ. Управление и распределение средств планируется на каждый следующий год заблаговременно. Итоговая сумма, рассчитанная по формуле, утверждается в соответствии с правовым актом о бюджете.

Мнение эксперта
Евгений Беляев
Юрист-консультант, финансовый эксперт
Спросить

Предельный коэффициент размера расходов на обслуживание задолженности не может превышать 15% от общего объема затрат (за вычетом субвенций).

Методы управления

Существует несколько основных способов, которыми руководствуются представители властей:

  1. Рефинансирование – это замена старых долговых обязательств на новые, путем выдачи новых займов.
  2. Конверсия – корректировка первоначальных условий кредита (срок погашения, процентная ставка и т. д.).
  3. Консолидация означает, что несколько относительно небольших займов объединяются в один крупный, рассчитанный на продолжительный период.
  4. Унификация – это сбор небольших и средних займов в один большой. При этом производится замена старых облигаций на новые. Иногда бывает замещение в регрессивной форме, т. е. несколько прежних ценных бумаг приравниваются к одной новой.
  5. Отсрочка подразумевает продление времени на погашение.
  6. Аннулирование – это своего рода прощение долга. Причин для этого может быть много (банкротство правительства, смена власти и т. д.).
  7. Реструктуризация. Этот метод имеет некоторые сходства с рефинансированием, поскольку дает возможность пересмотреть первоначальные условия (размер процентов и платежей, срок и т. д.).
  8. Выкуп. Если долг считается безнадежным, то его могут выставить на продажу, а другое государство или организация имеют право его приобрести.
Обслуживание государственного долга и ответственные за процедуру лицаДля решения вопросов с госдолгом могут применяться различные методы

Все варианты, описанные выше, являются действенными, но используются при определенных обстоятельствах. В зависимости от ситуации тот или иной способ может стать хорошим решением проблемы.

Итог

Государство, как и любая другая финансовая или коммерческая структура, является участником денежных отношений, поэтому может выдавать и брать средства в долг. В силу различных обстоятельств (ЧС, неумелое распоряжение кредитом, неудачные инвестиции, войны и т. д.) есть вероятность возникновения неустойки. Поэтому необходимо четко продумывать и планировать обслуживание и управление государственным долгом, чтобы избежать неприятных ситуаций, которые могут привести к серьезным материальным трудностям или политическим разногласиям.

О государственном долге и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Рейтинг автора
Автор статьи
Евгений Беляев
Юрист-консультант, финансовый эксперт
Написано статей
5835
Помогли вам? Поставьте оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...
Добавить комментарий

восемь + 6 =

Бесплатная консультация юриста по телефону
Юридические консультации по квартирным вопросам, жилищному праву, недвижимости, страхованию и т.д. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Федеральный номер
 8 800 350-23-69, доб. 682
Москва и Московская область
 +7 (499) 577-00-25, доб. 682
Санкт-Петербург и Ленинградская область
 +7 (812) 425-66-30, доб. 682