Земельный налог, как принцип взимания платы за пользование страной (территорией), имеет многовековую историю. Смысл его существования состоит в том, чтобы не только государству получать плату за ресурс, который, в общем, должен принадлежать всем в равной мере, но и стимулировать (или наоборот не стимулировать) развитие экономики, инвестиций, в том числе и через строительство.
Нынешнее российское государство ничем не отличается от своих аналогов в мире и сравнительно недавно решило привести правовую базу взимания налога на землю в соответствии с мировыми стандартами. Это стало для многих граждан РФ некоторой неожиданностью, так как пришлось осознать, что земля имеет вполне рыночную стоимость также как автомобили, еда или одежда. И за все нужно платить.
В этой статье будет рассказано об основных моментах, связанных с начислением, формой уплаты налога, кто и какими льготами обладает при его взимании, как рассчитать налог на землю и какие государство предусмотрело санкции для тех, кто осмелится усомниться в том, что земля принадлежит государству и за нее нужно платить.
- Налог на землю для физических лиц: правовая база
- Кто обязан уплачивать налог на землю
- Порядок исчисления налоговой суммы
- Налоговая база
- Процентная ставка
- Базовая формула расчета
- Льготы при расчете налога
- Федеральные
- Для физических лиц
- Для юридических лиц
- Местные
- Для физических лиц
- Для юридических лиц
- Примеры расчетов налога на землю
- Для юридических лиц
- Для физических лиц
- По кадастровой стоимости
- Сроки уплаты налога
- Ответственность за просрочку платежа
- Выводы
Налог на землю для физических лиц: правовая база
Правовая платформа, на основе которой осуществляется определение налоговой базы, круга плательщиков (юридических лиц и граждан) и порядок взимания (оплаты) состоит из трех уровней нормативных документов.
Первый уровень представляет Налоговый Кодекс РФ. Его статьи, содержащиеся в гл.31, определяют статус налога на землю как прямого, местного налога, который в полном объеме поступает в местные бюджеты. Его ставка устанавливается местными муниципальными законодательными органами власти.
Второй уровень нормативных актов представлен федеральными законами, так или иначе определяющими порядок взимания, начисления земельного налога.
В частности, следует обратить внимание на такие документы, как Федеральный закон ФЗ 307 «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ», ФЗ 284 «О внесении изменений в ст. 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ» ФЗ 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Этими тремя законами установлен фактически режим начисления и администрирования налога на землю по кадастровой стоимости (или рыночной).
Согласно положениям этих нормативных актов, размер ставки по налогу на землю составил в 2015 году 1% , в 2016 году – 1.5% , с 2017 года ставка равна 2% от полной стоимости имущества на рынке.
Третий уровень представлен законодательными документами муниципалитетов в форме принятых положений о земельном налоге местными законодательными органами власти (городские думы, муниципальные советы).
Кто обязан уплачивать налог на землю
Налоговыми плательщиками, согласно НК РФ, а также других подзаконных актов, признаются организации и обычные граждане, обладающие правом на землю. Причем это право собственности имеет документальное подтверждение в виде свидетельства о регистрации права собственности, оформленное соответствующими органами Российского реестра. В отношении физических лиц также существует норма (ст. 389 НК РФ), по которой они являются налогоплательщиками за землю в том случае, если она им принадлежит на праве бессрочного пользования и пожизненного наследственного владения.
Порядок исчисления налоговой суммы
В общем порядке налоговые органы определяют налоговую ставку (базу) налога, исходя из нормативных требований ст. 390, 391 НК РФ. Согласно этим нормам, для определения исчисления и оплаты налога на землю существуют такие параметры как налоговая база, процентная ставка и метод (порядок) расчета.
Налоговая база
Под налоговой базой при исчислении налога на землю в НК РФ понимается площадь земли и ее рыночная стоимость. Основой определения стоимости земли налоговыми органами служит статистическая обработка массива данных по сделкам с недвижимостью и земельными участками в пределах данного региона. При этом учитывается спрос и предложение на рынке, формирование рыночных цен на определенные категории земель. На основании таких данных формируется система КС, носящей название «удельный показатель КС» или УПКС, имеющий размерность в руб. на кв. м.
При этом УПКС зависит от большого количества факторов:
- Физические;
- характеристики местоположения;
- характеристики окружения (близость к зонам рекреации, водным объектам, остановкам общественного транспорта и др.);
- характеристики территории населенного пункта – социально-экономические показатели.
С учетом этих фактов составляются таблицы специальных коэффициентов для расчета конечной кадастровой стоимости, как это, например, приведено на картинке выше. Такие таблицы с поправочными коэффициентами составляются налоговыми органами как для каждого региона, области, так и для отдельных населенных пунктов или городов с учетом специфики их социального статуса и географического положения.
Процентная ставка
Процентная ставка устанавливается федеральным законодательством или специальными постановлениями Правительства РФ, например, для особых экономических зон или ТОР (территорий опережающего развития). Муниципальные органы управления, в лице их представительных органов, могут самостоятельно увеличивать ставку налога или уменьшать ее в пределах своей компетенции. Например, налог на землю в Московской области может быть уменьшен на сумму до 10 000 рублей, для определенных местным законом категорий граждан и организаций. На текущий момент ставка налогообложения составляет 2% от определенной КС.
Базовая формула расчета
Для практической задачи определения земельного налога, включая и налог на землю для физических лиц, по тому или иному участку используется стандартная методика (Методические указания №39, выпущенные в 2007 г.) определения кадастровой стоимости, которая определяется по формуле:
КС = УПКС·П, где
- УПКС – удельный показатель КС, руб./м2;
- П – площадь земельного участка, м2
При этом необходимо понимать, что в соответствии с нормами, содержащимися в ФЗ№ 117. 05.08.2000 г., исчисление налога для гражданских лиц осуществляется налоговыми органами, а для юридических лиц сумма начисляется собственными силами организации.
Льготы при расчете налога
Налогоплательщики имеют определенный ряд льгот, которые распределены среди полномочий различных уровней власти страны.
Федеральные
К федеральным льготам, которые связаны с оплатой налога на землю, относятся следующие.
Для физических лиц
- лица, являющиеся Героями России, Советского Союза и лица приравненные к ним;
- инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства;
- лица, принимавшие участие в ликвидации радиационных аварий, а также подвергшиеся радиоактивному заражению (облучению);
- ветераны и инвалиды Великой Отечественно войны;
- ветераны труда;
- социальные группы, приравненные к малочисленным народам, проживающие в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Для юридических лиц
Для организаций, в том числе и для коммерческих компаний, федеральным законодательством также предусмотрено немало льгот по земельному налогу. Так, от уплаты налога освобождаются земельные участки:
- принадлежащие федеральным органам управления, государственным организациям и их подразделениям;
- земля, имеющая правовой статус природоохранной территории, заповедников, водоохранных зон, исторических и культурных памятников;
- земля, принадлежащая культурным, научным и прочим организациям, занимающиеся научной и культурной деятельностью, имеющей значение для всей страны.
Также определенные льготы по уплате налога на имущество, включая и земельные участки, имеют адвокатские ассоциации, сообщества инвалидов, благотворительные организации.
Местные
На муниципальном, городском уровне властями могут быть введены определенные льготы для тех или иных категорий налогоплательщиков. Такие льготы вводятся в действие муниципальными нормативными актами.
Для физических лиц
Для граждан муниципальные (региональные) власти могут устанавливать льготы или перечень тех, кто не платит налог на землю:
- лиц имеющих статус почетных граждан города;
- для семей, являющихся многодетными;
- для воспитанников детских домов.
Отдельный вопрос связан с тем, платят налог на землю пенсионеры или нет? Дело в том, что федеральное законодательство передало полномочия по этому вопросу в сферу компетенции местных или региональных властей, т.е. льготы по налогу на землю для пенсионеров могут быть профинансированы региональным бюджетом в случае, если у него есть на это средства или он получает часть их из федерального фонда как субвенцию.
Для юридических лиц
Для юридических лиц местными органами власти также могут устанавливаться определенные льготы (в пределах их полномочий). Так, в частности, могут быть предоставлены льготы для:
- муниципальных компаний коммунального обслуживания, энергетики и природопользования;
- для муниципальных социальных учреждений – школ, детских садов;
- для частных компаний, выполняющих определенную социальную задачу в рамках муниципалитета, например, для частных детских садов, для местных ветеринарных клиник, лечебных учреждений, курортных зон, туристических баз, детских лагерей.
Каждое такое льготное налогообложение устанавливается соответствующим нормативным актом, а в некоторых случаях предоставление льгот тем или иным коммерческим организациям может решаться с помощью референдума поселения.
Примеры расчетов налога на землю
Для представления того, как на практике работает схема расчета земельного налога как для физических, так и для юридических лиц, ниже приведено несколько несложных примеров расчета.
Для юридических лиц
Поскольку юридические лица обязаны сами определять размер уплачиваемого ими земельного налога, данная схема реализуется следующим образом.
Например, у компании имеется 10 га земли, используемой как складская площадка для хранения контейнеров. Кадастровая оценка земли составляет 20 000 000 руб. Соответственно при ставке налога в 2 % общая сумма его составит 20 000 000 х 2 100= 400 000 рублей.
Для физических лиц
Для физических лиц существует схема определения налога на земельный участок, исходя из его площади умноженной на единицу налога (с учетом кадастровой стоимости для конкретного населенного пункта).
Например, если имеется участок, используемый например, для жилой застройки площадью в 12 соток (1200 кв. м.), и ставка налога равна 5 руб. за кв. м, то итоговая сумма налога составит всего 6000 рублей.
По кадастровой стоимости
Для физических лиц также существует простая методика расчета налога по кадастровой стоимости участка.
Например, имеется участок земли используемой для сельскохозяйственных нужд размером 1 га. Его кадастровая стоимость составляет 1 000 000 руб. С учетом категории применяется понижающий коэффициент 0.3. Ставка налога 1.5%. Таким образом, налог на данный земельный участок составляет: Налог=КС 1.015 х 0.3= 15000 х 0.3 = 5000 рублей.
Сроки уплаты налога
Общий срок уплаты налога на землю составляет 30 дней с момента получения налогоплательщиком соответствующего уведомления от налоговой службы (п.6 ст.58 НК РФ). До дня получения такого уведомления при всех прочих обстоятельствах у налогоплательщика обязанность уплаты не возникает. Уведомление направляется как почтовым отправлением, так и лично, с подписанным уведомлением о его получении адресатом. Таким образом, срок, с которого начинается отсчет времени, когда оплата налога на землю физических лиц становится обязательной, исчисляется с момента получения уведомления от налоговой службы в независимости от того, сколько времени понадобилось почте или курьерской службе налогового ведомства доставить письмо до нужного адресата.
Ответственность за просрочку платежа
Ответственность за неуплату наступает в момент окончания срока, отведенного для его уплаты, т.е. 30 дней с момента получения уведомления. Если налог на землю не оплачен в отведенной законом период, у ФНС возникает право в течение 30 дней обратиться в суд (мировой или арбитражный) для принудительного взыскания налога с должника. Кроме этого, налогоплательщик за каждый день просрочки обязан платить пеню или штраф. Размер пени составляет 1300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату начисления налога.
В случае неуплаты суммы налога, а также начисленных пеней и штрафов, налоговый орган по месту жительства гражданина или собственника земельного участка, в соответствии со ст. 48 НК РФ подает прошение в суд о наложении ареста на имущество должника и принудительного взыскания суммы через ФССП или судебных приставов.
Выводы
В качестве заключения остается отметить, что, несмотря на относительную несложность расчета налога на землю, все же следует иметь в виду, что даже в пределах одного города, населенного пункта коэффициенты, применяемые налоговыми органами, могут отличаться в несколько раз. Поэтому при выборе того, где построить дом или купить участок под бизнес следует принимать во внимание фактор кадастровой стоимости. В противном случае не учет этого момента может привести к неприятным неожиданностям, когда сумма налога станет для налогоплательщика трудноразрешимой проблемой.