Главным моментом процедуры признания физического лица несостоятельным является подготовка документальных подтверждений. Сбор сведений занимает продолжительное время и требует строгого соблюдения норм законодательства. По этой причине перечень документов для банкротства физического лица должен быть определен заблаговременно.
Досудебный этап
Урегулирование сложившейся финансовой ситуации гражданина возможно без обращения в суд. Первоначальными признаками неплатежеспособности являются: отсутствие финансов и источников доходов, нарушение сроков по исполнению обязательств.
Первое, что должен сделать гражданин – оформить письменное обращение к кредитору с просьбой предоставить отсрочку платежа. Если данная мера не приносит результата, обратитесь к займодавцу повторно, с предложением провести пересмотр суммы обязательного платежа в сторону уменьшения. Вариантом урегулирования спорной ситуации может стать предоставление имущества в качестве залога или отступного.
Подготовка к суду
Когда должник не способен договориться с кредитором или жизненные обстоятельства и имущественное положение не позволяют этого сделать, единственный выход из долгов – обанкротиться.
Для признания себя банкротом через суд потребуется весомый пакет документов. Стартовым комплектом является:
- Оформление заявления. Право инициирования процедуры банкротства физлица имеется у должника, кредитора и уполномоченного органа власти. Гражданин может заявить о признании его банкротом только при суммарной задолженности не менее полумиллиона рублей и не ранее чем через месяц после того, как утрачена платежная способность и не выявлены пути по ее восстановлению. Для кредитора срок неисполнения обязательств по признанию гражданина банкротом увеличен законом до квартала.
- Подтверждение задолженности. К данной категории относятся все документы, содержащие сведения о сделке, сроках и размере кредитового сальдо. Дополнительно могут быть предоставлены письменные требования кредиторов о погашении образовавшегося долга.
- Документы по имущественному и финансовому положению. Для обоснованности подачи должником заявления в арбитражный суд потребуется приведение доводов о финансовой несостоятельности, а также о перечне объектов в собственности.
- Личные документы. Заявления граждан принимаются к рассмотрению только после представления информации, подтверждающей личность.
- Сведения о финансовом управляющем и СРО.
- Письменное разрешение о привлечении сторонних аккредитованных лиц и др.
Обязательные документы
Конкретный перечень информации, необходимой для предоставления гражданином в суде, определяется индивидуально для каждого случая. Стандартный список документов определен п. 3-5 ст. 213.4 ФЗ №127. С 2018 г. информация о банкротстве подлежит официальному опубликованию. Перечислим, какие документы нужны для оформления банкротства физического лица.
Документы по личности:
- паспорт гражданина РФ;
- пенсионное свидетельство;
- ИНН;
- сведения по лицевому страховому счету (выдается ПФ на основании заявления граждан в течение 10 дней после запроса);
- акты регистрации брака, данные по имеющимся детям;
- брачный контракт с нотариальным заверением;
- данные об имеющихся заболеваниях тяжелой или хронической формы, подтверждение инвалидности;
- справка о присвоении статуса безработного из ЦЗН;
- выписка из налоговой об отсутствии регистрации в качестве ИП (срок действия пять рабочих дней) и др.
Сведения о кредиторской задолженности:
- договор со всеми приложениями (соглашения, протоколы, графики и т.п.) о предоставлении кредитным учреждением займа, кредита, ссуды (информацию можно получить в банке);
- судебное решение о взыскании долга с лица, если оно имеется;
- справочная информация о задолженности по коммунальным услугам (данные нужно брать в ТСЖ, управляющей компании);
- сведения о налоговой задолженности (форма выдается ФНС, ПФ, ФСС и др. уполномоченными органами);
- административные правонарушения (информация о непогашенных штрафах, пенях);
- долговые обязательства перед иными гражданами.
Документы о финансовом положении:
- сведения о доходах за три предшествующих года (форма 2-НДФЛ может быть получена у работодателя или по запросу у ФНС);
- информация о пенсионных выплатах (предоставляется государственным органом, назначившим выплату);
- выписка по движениям денежных средств на счетах в банках за три года (расчетные, текущие, валютные счета, вклады, депозиты и др.);
- данные об объектах имущества, находящихся в собственности физлица (недвижимость, земля, транспорт, ценные бумаги, ювелирные украшения и пр.);
- информация об участии в юридических организациях в качестве учредителя;
- договора по реализации, дарению и отчуждению имущества за три года.
Платежные документы:
- квитанция об уплате госпошлины 300 руб.;
- платежный документ по внесению задатка на депозитный счет суда на предстоящие расходы по оплате финансового управляющего. Размер взноса составляет 25 тыс. руб., возможна рассрочка до первого заседания.
Подготовка и подача документов в суд
На заполнение иска, сбор информации, необходимой для подтверждения несостоятельности физлица может потребоваться от одной до двух недель. При формировании комплекта сведений стоит учесть, что некоторые бланки имеют ограниченный срок действия, вначале стоит собрать те документы, где предстоит большой срок ожидания.
Вывод
Банкротство позволяет гражданам избавиться от долгового бремени, начать хозяйственную жизнь с нуля. Процедура представляет собой длительную подготовку, сбор документов и сведений. Полнота информации, достоверность доказательной базы станут залогом успешного исхода дела.
В видео можно найти перечень документов, необходимых для банкротства физического лица:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: