ФЗ 117 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
В нашей стране ипотечный кредит для улучшения жилищных условий можно получать с особыми льготами, бонусами. Например, специальные условия созданы для военных. Желательно точно знать свои права, чтобы пользоваться льготами, объективно оценивать свои возможности.
Рассмотрим ФЗ 117 о накопительно-ипотечной системе для военнослужащих. В нём подробно расписаны права военных, порядок получения ипотечного кредита, освещены все тонкости. Остановимся на ключевых моментах.
- Общие положения закона о накопительно-ипотечной системе для военнослужащих
- Реализация накопительно-ипотечной системы
- Как формируются накопления
- Функции уполномоченного органа
- Участие в накопительно-ипотечной системе для военных
- Формирование реестра участников системы: включение и исключение
- Исключение из реестра
- Использование накоплений, которые имеются на счёте
- Видео: Формирование накоплений на именных счетах участников НИС, основания и порядок их получения, особенности использования
Общие положения закона о накопительно-ипотечной системе для военнослужащих
Мы сделаем обзор актуальной редакции закона, с изменениями до 2019-го года.
Первая глава федерального закона традиционно посвящается общим положениям. Здесь сразу отмечается, что данный документ создан для регулирования отношений, которые связаны с нюансами использования, инвестирования и формирования средств, предназначающихся для обеспечения военных жильём. Кратко освещаются все законы, согласно которым военнослужащие обеспечиваются жильём.
Акцент делается на том, что всё отечественное законодательство в первую очередь основывается на нормах международного права и Конституции. Кроме того, большую роль играют и нормативные акты Центрального банка РФ. Именно накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих позволяет решить проблемы военных с жильём с привлечением бюджетных средств. Крайне важно, чтобы всё было максимально прозрачно. Все детали прописаны в законе.
Особый интерес представляет третья статья первой главы, где раскрыты все основные понятия, фигурирующие в законе. Эта информация пригодится всем, кто сталкивается с необходимостью ипотечного кредитования, будучи военнослужащим.
- Накопительно-ипотечная система для обеспечения военных жильём – это вся совокупность организационных, экономических и правовых отношений, которые направляются на реализацию прав военных на жильё.
- Участниками данной системы являются все военнослужащие, включённые в определённый реестр.
- Реестр участников – это список, в который внесены все участники накопительно-ипотечной системы. Формируется реестр соответствующим федеральным органом.
- Работу всей системы обеспечивает специально назначенный федеральный орган.
- Накопительные взносы – это деньги, выделяющиеся из бюджета. Их учитывают на специальном накопительном счёте.
- В накопления для обеспечения жильём входят средства от управляющих компаний, переданные им в доверительное управление, а также накопительные взносы.
- У каждого участника системы имеется собственный именной счёт с накоплениями. Он содержит в себе все сведения о накоплениях, взносах, прибыли от инвестирования, задолженностях и залоговых обеспечениях.
- Существует также целевой жилищный заём. В него входят деньги, предоставленные участнику на возмездной или безвозмездной основе.
- Есть и индексный инвестиционный фонд, из которого деньги идут на инвестирование в ценные бумаги.
- Все накопительные взносы участника за период военной службы составляют расчётный суммарный взнос.
- От инвестирования получают доходы. В них входят проценты по банковским депозитам, ценным бумагам, дивиденды.
- В инвестиционном портфеле соединяются все ценные бумаги, денежные средства, которые передаются в доверительное управление на основе договора.
- Существует также так называемый инвестиционный мандат, в котором перечислены все виды активов.
- В совокупном инвестиционном портфеле соединяются все активы, которые находятся в доверительном управлении.
Все эти термины пригодятся при заключении договоров, подписании бумаг, связанных с накопительно-ипотечной системой для обеспечения военных жильём. Каждый военнослужащий, вошедший в систему, получает личный регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы, а средства поступают на его личный счёт.
Реализация накопительно-ипотечной системы
Вторая глава ФЗ посвящается непосредственно реализации накопительно-ипотечной системы, благодаря которой военнослужащие имеют возможность улучшить свои жилищные условия. Мы остановимся только на ключевых моментах, чтобы представить себе порядок реализации системы.
Законом определяется, каким образом осуществляется сама реализация права на жилище участником системы. Для этого сначала формируются накопления, затем предоставляется целевой жилищный заём. Затем производится выплата с привлечением средств федерального бюджета. Денежные средства должны дополнить счёт с накоплениями участника таким образом, как мог бы накопить деньги сам участник, если бы продолжительность его военной службы уже успела составить двадцать лет.
Данная выплата производится только в том случае, если участник не успел до этого приобрести жилое помещение с использованием целевых жилищных займов. Таким образом, эта целевая программа может быть использована только один раз.
Осуществляются выплаты в течение трёх месяцев со дня подачи заявления от участника. Заявление обязательно подаётся в письменной форме. Его может подать не только сам военнослужащий, но и члены его семьи. Когда человек включается в реестр, он получает свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы.
Как формируются накопления
В следующей главе подробно рассматривается механизм формирования накоплений. Основными источниками накоплений становятся доходы от инвестирования, взносы из федерального бюджета и другие поступления, которые не запрещены законодательством страны.
Все накопления строго учитываются. Создана максимально прозрачная система, при функционировании которой невозможны нецелевые использования поступающих из бюджета средств. Всё это делается в первую очередь в интересах участников системы – военнослужащих, желающих улучшить свои жилищные условия. С помощью бюджетных средств решаются проблемы с жильём.
Подробно рассмотрены функции федеральных органов, в которых и проходит военная служба. Именно эти органы выполняют следующее:
- ведут реестр участников, формируют его, отправляют в уполномоченный федеральный орган все необходимые сведения, в соответствии с которыми и ведутся накопительные счета;
- обязательно сообщают, если участник переходит в другой федеральный орган;
- получают все сведения об участниках;
- сверяют данные;
- предоставляют сведения о количестве участников;
- дают информацию самим участникам системы, если тех включают в реестр или исключают из него;
- решают, выплачивать ли денежные средства;
- разъясняют участникам, как действует накопительно-ипотечная система;
- выполняют прочие функции.
Функции уполномоченного органа
Когда действует данная система, обязательно осуществляется федеральное управление всеми процессами, так как используются средства из бюджета. Важно знать также функции уполномоченного федерального органа, в которые входит:
- учёт всех накоплений;
- оформление получения денежных средств участниками системы;
- проведение конкурсов для отбора специализированного депозитария с последующим заключением соответствующего договора;
- проведение конкурсов по отбору управляющих организаций;
- сохранение накоплений всех участников системы;
- выдача с предварительным оформлением целевых займов участникам после получения от них соответствующих заявлений;
- получение средств от управляющих организаций;
- информирование обо всех процессах формирования, инвестирования, использования накоплений;
- предоставление отчётности о формировании, использовании накоплений в Правительство РФ ежегодно;
- информирование всех участников системы о положении на рынке жилья;
- проведение разъяснительной работы с населением;
- осуществление прочих функций, которые предусмотрены законодательством.
Примечательно, что для контролирования работы накопительно-ипотечной системы военнослужащих предусмотрен общественный орган. Отдельная статья закона рассматривает работу Совета. Представители федеральных исполнительных органов, общественных организаций, участники рынка ценных бумаг могут входить в общественный Совет. При этом те лица, которые принимают решения об инвестировании накоплений, не имеют права входить в Совет.
Работают все члены Совета безвозмездно. Совет вправе отправлять запросы об инвестировании, просить предоставить различную отчётность, обращаясь для этого в Центральный банк РФ и уполномоченный федеральный орган.
Участие в накопительно-ипотечной системе для военных
В законе подробно рассматривается, кто конкретно может стать участником накопительно-ипотечной системы. Данная информация обязательно пригодится всем, кто решил принять участие в этой федеральной программе. Перечислим все категории военных, которые могут войти в данную систему.
- Все, кто окончил военные образовательные организации, после чего получил звание офицера не ранее 1-го января 2005-го года. Если они заключали контракты для прохождения службы до указанного периода, они тоже могут войти в систему, написав заявление.
- Матросы, солдаты, старшины и сержанты, заключившие не ранее 1-го января 2005-го года второй контракт, которые изъявили желание войти в накопительно-ипотечную систему.
- Мичманы, прапорщики с общей продолжительностью службы по контракту 3 года с 1-го января 2005-го года. Если контракты были заключены ранее, в систему тоже можно вступить, когда военный изъявит такое желание.
- Если человек окончил военное образовательное учреждение в период с 1-го января 2005-го года до 1-го января 20078-го года, а офицерское звание получил в ходе обучения, он тоже может войти в систему, изъявив такое желание.
- Офицеры, как добровольно поступившие на службу, так и призванные из запаса, которые заключили до 1-го января 2005-го года первый контракт.
- Военнослужащие, которые получили воинское звание после окончания курсов по подготовке младших офицеров в период с 1-го января 2005-го года, отслужившие меньше трёх лет по контракту. Если они получили первое офицерское звание до 1-го января 2008-го года, они должны подтвердить своё желание стать участниками системы.
- Если человек поступил на службу по контракту, причём там было предусмотрено офицерское звание по штату, которое он и получил с 1-го января 2005-го года, он тоже становится участником системы. Когда указанное лицо получило звание офицера до 1-го января 2008-го года, своё желание войти в систему надо подтвердить.
- Лица, ставшие офицерами после назначения на военную должность, для которой звание офицера было предусмотрено штатом, прослужившие по контракту меньше трёх лет, тоже могут по желанию стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Формирование реестра участников системы: включение и исключение
Важно знать, на основании чего могут включить в реестр участников, что становится причиной исключения из него.
Получение первого воинского звания офицера становится причиной включения в реестр для следующих категорий:
- Военные, поступившие на службу по контракту, где была предусмотрено офицерское звание в штате. Считается период с 1-го января 2008-го года.
- Лица, которые окончили военные образовательные организации, как высшие, так и профессиональные, и в период после 1-го января 2005-го года заключили первый контракт о поступлении на военную службу.
- Военные, окончившие курсы по подготовке младшего офицерского состава, получившие после этого звание офицера. Считается период с 1-го января 2008-го.
Подать заявление в письменной форме с просьбой включить в реестр участников нужно следующим категориям военных:
- Мичманы, прапорщики, прослужившие с 1-го января 2005-го года по контракту три года, если первый контракт был заключён до обозначенного периода.
- Если человек стал офицером в процессе обучения, а получал военное образование в период с 1-го января 2005-го года до 1-го января 2008-го года.
- Лица, которые получили военное образование в период с 1-го января 2005-го года и до наступления данного периода заключили контракт о прохождении военной службы.
- Старшины и матросы, сержанты и солдаты.
- Военные, получившие звания после назначения на должность, где офицерское звание предусмотрено штатом. Считается период с 1-го января 2005-го года до 1-го января 2008-го года.
- Лица, получившие звание при службе по контракту и поступлении на должность, где офицерское звание предусматривает штат. Считается период с 1-го января 2005-го года до 1-го января 2008-го года.
- Если военные в тот же период, с 2005-го до 2008-го года, стали офицерами после окончания курсов по подготовке младшего офицерского состава.
Существуют и другие основания, по которым включают военных в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Некоторые военные добровольно выходят из запаса и поступают на службу. Если они не были исключены из реестра, не получали выплат, им достаточно заключить новый контракт о прохождении службы, чтобы вновь получить все права участника системы.
Если военные вернулись на службу из запаса добровольно, но перед этим получали выплату, исключались из реестра, основанием для повторного включения может быть общая продолжительность службы более 20-ти лет.
Если мичманы, прапорщики заключили первый военный контракт после 1-го января 2005-го года, но успели отслужить больше трёх лет, они тоже имеют право стать участниками системы.
Офицерам, поступившим на службу в добровольном порядке, призванным на службу, достаточно заключить первый контракт о прохождении военной службы.
Исключение из реестра
Из реестра участников системы исключают тех, кто увольняется с военной службы. Безусловно, участниками перестают быть все лица, которых государство уже обеспечило жилыми помещениями.
При этом важно отметить, что жильё из специализированного жилищного фонда является исключением.
Также из реестра исключают лиц, которые признаны умершими, безвестно отсутствующими.
Использование накоплений, которые имеются на счёте
Средства с именного накопительного счёта участника системы можно использовать в некоторых случаях. Вся сумма остаётся доступной при определённых условиях. Такая возможность возникает, если общий период военной службы лица составил двадцать и более лет.
Если военный увольняется через десять лет по состоянию здоровья, из-за достижения предельного возраста для службы, по состоянию здоровья или из-за организационно-штатных мероприятий, он также вправе использовать накопления. Кроме того, средства используются, когда военный увольняется по состоянию здоровья, признаётся умершим или отсутствующим безвестно.
Стоит отметить, что заключение договоров, оформление всех необходимых документов для улучшения жилищных условий входит в обязанности уполномоченного федерального органа. Сам закон достаточно обширный, но все ключевые моменты мы рассмотрели. Если есть необходимость, можно ознакомиться с самим текстом, комментариями к нему.