Желающих взять кредит под залог недвижимости немало. Но большинство из них останавливает страх перед бюрократической волокитой – необходимостью посещать различные организации, собирать множество бумаг и т.д. Но так ли обстоит дело в действительности? Какие именно потребуются документы для кредита под залог недвижимости, и сколько уйдет времени на их получение? Попробуем разобраться с этим вопросом.
Фиксация наличия обременения
Законодательство РФ предусматривает два способа регистрации сделок с недвижимостью, к числу которых относят также регистрацию договора займа и договора залога.
- В первом случае необходимо собрать пакет документов и подать их в МЦФ. Такие многофункциональные центры функционируют в каждом российском городе. Приняв документы, Вам выдадут расписку. МФЦ направляет бумаги в Росреестр, где и производится регистрация договора займа и договора залога, а также вносится обременение на залог. После этого документы отправляются назад в МФЦ, где их выдают человеку, который подавал бумаги.
- Также можно обратиться к нотариусу. С 2018 года нотариусам была предоставлена возможность электронного доступа по документообороту с Росреестром, что значительно упрощает процедуру. Вы собираете весь список документов, которые нужны, и передаете их нотариусу. Последний самостоятельно оформляет договора займа и залога и осуществляет их регистрацию в книге учета. Затем направляет весь пакет документов в Росреестр в электронной форме. После того, как документы зарегистрированы в Росреестре и наложено обременение на залог, их возвращают нотариусу. Нотариус передает всю документацию с отметкой о регистрации клиенту.
Для проведения регистрации МФЦ потребуется 5-8 рабочих дней, нотариусу потребуется всего 1-2 дня, что обусловлено наличием доступа к электронному документообороту.
Перечень основных бумаг
Несмотря на бытующее мнение, перечень документов, которые нужны для получения кредита под залог недвижимого имущества, не очень большой. Список включает в себя.
- Выписку ЕГРН на недвижимость. В большинстве случаев у лица, обращающегося за кредитом, она уже имеется. Но ее не составит труда заказать частному инвестору или банку.
- Основание появления права собственности на имущество (это может быть договор дарения, купли/продажи, мены, приватизации и пр.).
- Банки могут потребовать оценочный альбом. Его составляет аккредитованная компания после того, как проведет выездную оценку.
- Паспорт лица, обращающегося за получением кредита.
- Согласие второго супруга (в случае, когда недвижимость была куплена в период их совместного брака).
Заем оформили, что дальше?
После того, как заемщик оформил банковский кредит либо займ у частного инвестора, в Росреестре ставится обременение на объект залога. Человек, как и ранее, является владельцем недвижимости, может сдавать ее, прописать кого-либо, но не имеет права продавать. Распоряжаться жильем в полном объеме он сможет лишь после погашения кредитной задолженности.
После того, как займ или кредит выплачен, кредитором направляется в Росреестр запрос на снятие обременения. А заемщик получает на руки документ подтверждающий, что залоговый кредит полностью погашен.