В ходе экономической деятельности страны возникает долг, поскольку нередко для развития и продвижения хозяйственной деятельности требуются заемные средства. Чтобы грамотно распределять денежные средства и не обанкротить свое государство неумелым использованием финансовых ресурсов, необходимо регулирование заемных и собственных ресурсов. Поэтому нужно знать, кто осуществляет управление государственным долгом Российской Федерации.
Общие сведения
Если рассматривать госдолг как финансовый инструмент, то с его помощью исполнительные и законодательные органы страны влияют на денежное обращение, инвестиционную политику, производственную и другие сферы. При рассмотрении как объекта управления гос. структуры, используют его для установления необходимых положений для успешного функционирования. Благодаря этому, правительство осуществляет контроль госдолга, регулирует выпуск и обращение займовых средств, выполнение долговых обязательств и т. д.
Существует два основных вида государственного долга:
- Внешний. К нему относится заем, взятый у другой страны, зарубежной фирмы, гражданина и т. д. Такие кредиты довольно обременительны для государства, поскольку в счет его погашения идет сырье, полезные ископаемые, финансовые активы и т. д. Если на его обслуживание уходит порядка 20-30% всего внешнеэкономического оборота, то страна становится должником. Новые кредиты ей будут недоступны.
- Внутренний. К нему относятся все обязательства, невыполненные перед собственным населением (физ. и юр. лицами): невыплата з/п, пенсий, стипендий и пособий и т. д.
Также выделяются капитальный (суммарный размер долга по всем заимствованиям) и текущий (выплаты кредиторам по займам, срок погашения которых уже наступил).
Задачи управления госдолгом
Чтобы эффективность регулирования этой величины была высокой, необходимо решать поставленные задачи. К ним относятся:
- Стабилизация размера задолженности на уровне, который не будет угрожать экономике и безопасности страны. Выполнение условий по обязательствам должны осуществляться без серьезного ущерба и недофинансирования социально-экономических программ.
- Снижение суммы средств, взятых взаймы, до оптимального показателя. Это делается путем увеличения сроков выплаты, повышения цены на ценные бумаги, привлечения новых инвесторов и т. д.
- Формирование и поддержание государственного авторитета и статуса надежного заемщика.
- Осуществление деятельности так, чтобы рынок управляемого госдолга был предсказуем и стабилен.
- Эффективное и выгодное в стратегическом плане использование кредитных средств.
- Обеспечение своевременных выплат по обязательствам, чтобы не происходило задержек и тем самым можно было бы исключить возникновение задолженности.
- Расширение типов и форм заимствований, распределение их по направлениям и т. д.
- Контроль деятельности государственных структур, обеспечивающих административные и управленческие функции.
Задач, которые должно выполнять государство, гораздо больше, но эти являются основными.
Управленческий процесс
Данное определение подразумевает несколько функциональных компонентов:
- Планирование. При этом взвешиваются все за и против, производится расчет и обсуждение условий (сроки, размеры платежей, процентная ставка и т. д.).
- Обслуживание. На этом этапе осуществляется деятельность, направленная на погашение основы долга, процентов, комиссий и т. д.
- Контроль и отслеживание состояния всех заемных обязательств.
Госдолг управляется при помощи менеджмента его состава и структуры (debt management). Сущность этого процесса заключается в распределении всех статей долга по определенным критериям. Объектами, на которые он воздействует, являются:
- Состояние долгов и их сроки – грамотно распределяя их, государство может частично или полностью реструктуризировать свой заем.
- Кредитная структура (процентное и числовое соотношение внутренних и внешних, рыночных обязательств, распределение по категориям и т. д.).
- Размер общего госдолга.
Объективная оценка всех обстоятельств и правильная система действий – это залог успешной кредитной политики.
По каким принципам должен управляться государственный долг
Существует несколько основ, по которым следует вести регулирование данной сферы:
- Безусловность. Она подразумевает, что государство, взявшее на себя долговое обязательство, непременно выполнит его условия.
- Единство. В соответствии с этим правительство ведет учет всех материальных займов, независимо от их типа (муниципальный, федеральный, международный и т. д.).
- Минимизация рисков. Этот пункт включает в себя деятельность, направленную на снижение нагрузки кредитов на экономику страны.
- Оптимальность. Структура и система управления, сроки и условия должны быть максимально удобными.
- Финансовая независимость. Несмотря на обременяющие обязательства, суверенность и свобода действий государства не ограничиваются.
- Прозрачность. Все условия и состояние займа должны быть открытыми для населения, рейтинговых структур и СМИ.
Соблюдение этих принципов непременно, иначе нарушение может стать причиной расторжения договора. При этом управление долгом обязано включать в себя все эти пункты.
Управленческие меры
Есть довольно много способов, применение которых необходимо для регулирования государственного долга. К таковым относятся:
- Рефинансирование – это погашение долга полностью или частично за счет нового кредита.
- Реструктуризация – обоюдное соглашение сторон об изменениях условий заимствования (сроков, размеров платежей и т. д.).
- Конверсия – корректировка доходности по обязательству (снижение или увеличение процентов и т. д.).
- Консолидация – увеличение срока на погашение займа, что позволяет сократить нагрузку на бюджетный капитал страны.
- Унификация – образование из нескольких небольших займов одного крупного.
- Отсрочка погашения позволяет не только продлить кредит, как при консолидации, но и прекратить начисление процентов.
- Аннулирование подразумевает полный отказ от долгового обязательства. Применяется субъектам договора только при крайней необходимости (неплатежеспособность, ЧС, бедствие и т. д.).
Любое из этих решений требует глубокой проработки и анализа, чтобы эффект от них привел к ожидаемому результату. Все эти методы управления государственным долгом в РФ нарушают важнейший принцип безусловности.
Контроль за управлением
Важнейшими показателями в этом процессе являются следующие:
- величина долга;
- расходы на его обслуживание.
Тщательный и грамотный контроль за управлением гос. долгом позволяет избежать дефицита в бюджете. Если не соблюдать этого, то страна может оказаться в сложном положении, поэтому нередко требуется помощь третьей стороны при решении спорных ситуаций.
Итог
В 2018 г. правительство РФ активно работает над улучшением ситуации в этой сфере, повышением кредитного доверия страны на международной арене. Для этого используются различные новации и другие эффективные производственные меры. Высокий авторитет и положительная репутация государства среди кредиторов указывает на стабильную и прибыльную экономику страны.
О гос. долге и не только можно узнать из видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: